День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca-Cola

Дневник путешествий: годовое путешествие по Латинской Америке
Чамула, Сан-Кристобаль, Мексика
День 46 (18.11.2014)

Предыдущий день — читать

День с утра задался моросящим дождем. Но сие обстоятельство никак не нарушало наши планы по посещению деревни Сан-Хуан Чамула (San Juan Chamula). Тем более, у нас с собой отличные красные дождевики, с которыми и море по колено. Вот с фотографиями, конечно, в такую погоду не очень. Да и фотографировать в деревне особенно нечего, а то, что стоит – фотографировать запрещено.

Деревня Чамула интересна для туристов тем, что в ней находится Католический собор, который и католическим то сложно назвать. С первого взгляда это обычная деревушка в горах. Обычные дома, центральная площадь, местный рынок, местные жители… Женщины, как и на индейском рынке в Сан-Кристобале, носят свои утепленные черные юбки с начесом и подушки на головах, мужчины в пончо с начесом и в шляпах. Зимой начесы у них черные, а летом – белые.

Chamula San Cristobal Mexico 0002 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Сходства с обычным и понятным нашему разуму миром деревни Чамула на этом заканчиваются. Начинается сюрреализм. Наверное, те же чувства испытывала Алиса, попав в Страну Чудес – все вроде так, да не так.

Итак, по порядку. В Чамула ходят маршрутки с улицы Calle Honduras. Эта улица находится чуть дальше от центра города и от индейского рынка, который мы посещали вчера. Где-то в районе пересечения с улицей Calle 16 de Septiembre находится площадка типа открытого гаража, откуда и отправляются маршрутки в «сказочную страну» Чамула. Конечно, можно пытаться остановить маршрутку с табличкой «Chamula» и где-то в городе, но маршрута движения я не запомнил, да и набивается машрутка довольно быстро на конечной остановке – то есть на Calle Honduras. Стоимость проезда в одну сторону 15 MNX, ехать минут 20.

Маршрутка остановилась прямо на центральной площади пред городским собором. Из-за дождя площадь была пустынной. Мы быстро накинули на себя дождевики, забежав под крышу здания с колоннами, за которым находится рынок. Из открытой двери какого-то заведения вывалились три некрепко стоящих на ногах индейца в курточках с начесом. Пошатавшись под крышей, они все крепко друг друга держали за все части тела, чтобы не упасть, эта шестиногая конструкция из индейцев ушла в дождь. Покружив немного на площади, они остановили машину, упали в нее и куда-то укатили. В общем, обычная сельская жизнь.

Chamula San Cristobal Mexico 0004 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

В обычный солнечный день на площади всегда много народу. Люди организовывают разные религиозные шествия. Нам не повезло с погодой и поэтому нормальных снимков сделать не удалось.

1024px San Juan Chamula   Prozession 2 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/San_Juan_Chamula_-_Prozession_2.jpg

Кроме шествий с тряпками и «куклами святых», местные жители на площади перед храмом в погожий день устраивают рынок.

1024px San Juan Chamula   Markt 6 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

1024px San Juan de Chamula   Markt 1 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Но сегодня погода подкачала, и никаких мероприятий на площади не было. Мы пошли к храму Темпло де Сан-Хуан (Templo de San Juan), так называется их «католическая церковь». Ничего необычного в том, что местные жители здесь поклоняются Сан Хуану, а не Иисусу Христу. Иисусу, конечно, поклоняются тоже, но он не самая главная фигура в их «католической» вере. В «оригинале» Сан-Хуан – это ни кто иной, как Иоан Креститель. Именно его образ выставлен на главном алтаре храма. Образ Христа стоит где-то сбоку, прикрытый вазами с живыми цветами и другими фигурами святых.

Chamula San Cristobal Mexico 0003 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Вход в церковь украшен разноцветными глиняными цветочками. Тут же расположена передвижная «касса», где местные продают билеты на вход в церковь. Уже интересно, да?

Chamula San Cristobal Mexico 0001 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Конечно же, сами местные в собор входят беспрепятственно и бесплатно, но коли уж здесь теперь ошиваются толпы бледнолицых туристов, они решили на этом сделать бизнес. Вход в Храм Чамула платный, стоит 20 MNX. На выданном «билете» текстом черным по белому указано, что храм значится католическим. Интересно, много вы в своей жизни встречали действующих (подчеркиваю, именно – действующих) христианских церквей с платным входом по билетам? Я нет, этот – первый.

К сожалению, внутри храма снимать видео и делать фото категорически запрещено. Как указано в некоторых путеводителях, это может быть опасно для здоровья и для техники – мы не рискнули проверять. В интернете тоже не так много фотографий убранства собора, но этими фотографиями, выложенными в открытый доступ, я и воспользуюсь.

512px ChurChamula День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Какие-то умельцы даже умудрились снять видео внутри храма на камеру телефона с OS Simbian и выложили видео на YouTube.

То есть уже какая-то завеса тайны спала, появилась «щель» (по парочке фото и видео внутри храма в Чамула), через которую мудрецы могут рассматривать иную культуру без личного посещения этого странного места.

У входа в церковь постоянно толпится местный народ – наверное, радуются прибыли и контролируют «кассу».

Попав внутрь храма Чамула, мы будто бы попали на какую-то пирушку сатанистов. Уж простите. Нет, конечно же, в оформлении интерьера использовались обычные христианские вещи, но вся атмосфера напоминала затерянные во времени лачуги шаманов-кочевников. И еще этот странный привкус во рту…

4261349534 7d580e1ddd z День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Не покидало ощущение, что вот-вот разгорится пожирающее всех пламя. Запах, звуки, вид происходящего, все это погружает в какой-то иной мир и напрочь вырывает сознание из настоящего – все обыденное и привычное осталось там, позади, за теми воротами с цветочками, которые уже начинали казаться вымыслом.

Все! Вход схлопнулся! Позади – пустота, впереди – неизвестность, между ними — огонь.

Эта неизвестность повсюду была обложена еловыми ветками – ими усеян весь пол. Кое-где видны «полянки» — индейцы сидят кучками и группками посреди расчищенных от веток «проплешин». Эти ветки хвойных деревьев большими тюками продают рядом с остановкой маршрутки до Чамулы в Сан-Кристобале.

Chamula San Cristobal Mexico 0018 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Перед сидящими на полу горят свечи. Рядом на полу стоят ритуальные вещи: всякие бутылки, стаканы, пакетики, тряпичные тюки, живность (живые курицы или петухи). Что-то происходит. И ты, аккуратно ступая меж этих скопищ силуэтов, глазами выискиваешь, вышариваешь что-то привычное, из твоего мира – то, за что могла бы зацепиться твоя логика. Но нет. Выхватываются лишь отдельные знаки и символы, связанные друг с другом по местному мировосприятию.

О том, что это христианский храм напоминают лишь лики святых, выстроенных вдоль стен слева и справа. Особое внимание на лица! Вокруг глаз черной краской ресницы нарисованы так, что становится страшно. Драматизма при созерцании ликов святых придает раскраска на их лицах – у всех красные носы, как у клоунов в цирке и красные щеки, вся остальная «кожа» лица бледная-бледная, болезненно бледная.

Считается, что слева от входа чистая и светлая «мужская» часть храма. Эта часть храма символизирует день, жизнь, радость, успех и остальные хорошие вещи, что есть в нашем мире. Руки святых в «мужской» части прикрыты тряпками. Просто однажды индейцы обиделись на христианских святых, обрубили им руки и отвернули лицом к стене… Сейчас святые прощены людьми, но обрубки рук прикрыты платьями.

В правой части храма Темпло Сан-Хуан находится все зло мира, тьма, мрак и это считается «женской» частью. На стене этой «плохой» половины храма расположены окна, свет из которых озаряет все прекрасное в этом мире – лучи света из окон льются лишь на «хорошую», «мужскую» сторону собора.

Каждого святого индейцы наградили зеркалом, висящим на груди. Считается, что зеркала отгоняют злых духов. Смотрится жутко, не по-христиански.

Воздух в храме разогревается сотнями горящих свечей. От такого количества огня, должно быть, выгорает кислород в помещении церкви, что не может ни сказываться на деятельности мозга, приводящем к трансформации сознания. На этом эффекте, вероятно, и основана часть проводимых в церкви ритуалов.

Производители и поставщики свечек в Чамула, вероятно, весьма обеспеченные граждане общины. Наверное, там орудует своя «свечная мафия», иначе все бы делали деньги на жителях этой деревушки.

Продолжая ступать по еловым ветвям, углубляемся внутрь этого чрева, именуемого христианским храмом. На полу, перед свечами, сидят люди, происходят ритуальные действия.

Вот группа людей, которая только пришла, начинаем наблюдать за ними. Они аккуратно расчищают от еловых веток себе «полянку» (пол в церкви покрыт кафельной плиткой) и начинают выстраивать рядами принесенные с собой свечи. Свечи разные по размеру, диаметру и цвету. Какие-то цвета свечей символизируют одно, какие-то – другое. Чем темнее свечи, тем тяжелее случай (грех), который люди пришли «отмаливать».

Chamula San Cristobal Mexico 0015 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Шаман (врач) наливает из бутылки в стакан местный алкоголь (пош), затем наполненным стаканом водит над горящими свечами, приговаривая какие-то «заклинания». После этого ритуала, просящий помощи (больной) должен отхлебнуть из стакана. Шаман не отстает и тоже делает глоток – на халяву и уксус сладкий. От тяжести болезни зависит количество выпитого поша – могут выпить стакан, могут несколько бутылок – как пойдет изгнание злых духов. Шаман будет пробовать изгнать пошем злых духов до тех пор, пока не разуверится в силе действия волшебного напитка.

Ритуал весьма странный. Пош наливают в стакан, из которого по одному глотку напитка делает больной и шаман, затем остаток поша из стакана переливают в другую бутылку. И заново – наливают, отпивают, переливают.

Если болезнь просящего человека после поша все еще не прошла, ритуал продолжается, но уже с газировкой. Если и газировка не помогла – в ход идут куриный яйца, которыми водят вокруг больного.

Так продолжается до тех пор, пока не появится чудодейственная отрыжка. Да-да, именно отрыжка – индейцы считают, что именно с ней злой дух покидает тело больного.

Отрыжки не было, поэтому ритуал перешел в заключительную стадию. Шаман взял связанную за ноги живую курицу, которая уже давно очумела и смиренно лежала на полу рядом с шаманом, как небрежно брошенная тряпка. Курицей водят по большому – по голове, лицу, груди, животу и рукам. Иногда курица встрепенается и голосисто кудахтает на всю церковь. Хороший знак – птица чувствует, как впитывает в себя злой дух из тела больного.

Если бы в этот момент у больного произошла волшебная исцеляющая отрыжка, то курица осталась бы жива. Ну, а так как ее все еще не было, то пришлось свернуть птице шею прямо перед ликами святых – здесь, в церкви. Легкий хруст ломающихся костей. Все! С жертвоприношением курицы, считается, что болезнь отступила, независимо была ли у больного отрыжка или нет. В конечном счете, больной может симулировать отсутствие отрыжки (в такой-то обстановочке, видели бы вы их лица). Курица взяла на себя болезнь. Вот если бы больной отрыгнул после глотка Колы, то спас бы курицу. В некоторых случаях курицу съедают (если до нее дело не дошло). При особенно тяжких обстоятельствах болезни – труп птицы закапывают в землю. Иногда, когда курицу оставляют в живых, шаман называет срок ее смерти, а вместе со смертью птицы погибает и злой дух. Шутка или нет, но говорят, что птица умирает сама в назначенный шаманом день.

Chamula San Cristobal Mexico 0007 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Дело сделано – курица убита, волшебное исцеление произошло, все собрали свои манатки, и пошли по домам. Круто, да?

Интересно то, что эти индейцы при своих болезнях в первую очередь идут к шаманам, она часто не знают о своей болезни ничего и не обращаются к врачам. А многие даже не знают о современной медицине и существующей возможности обратиться за помощью к специалистам. Власти Мексики периодически проводят разъяснительные работы, но устои индейцев настолько крепки, что их сложно переубедить.

Что интересно, люди «строят» свои «алтари-полянки» так, чтобы сесть с одной его стороны лицом либо к «мужской» части храма, либо – к главному алтарю. Лицом к «женской» половине индейцы не садятся, это считается нечистым. Не задавайте вопросов о том, почему какие-то части храма считаются «нечистыми» и «грязными» — просто так есть.

А начинается все эти мероприятия с того, что заболевший житель общины Чамула идет к местному шаману-курандеро и просит его помочь исцелиться. Если шаман соглашается, то он вместе с просящим и его семьей идут в церковь. С собой они берут местный алкоголь (пош), куриные яйца, свечи, живую курицу или петуха (в зависимости от пола просящего) и три вида газированного напитка (один из напитков – обязательно Coca Cola). Три вида газировки – прямо как Sprite, Fanta и Cola (производится концерном Coca Cola), или Merinda, 7Up и Pepsi (производится концерном Pepsi). Есть в этом что-то магическое.

«Священный напиток Кока-Кола» почитается местными давно. Я второй раз в жизни сталкиваюсь с подобным явлением. Первый раз столкнулся, когда смотрел документальный фильм «Боги, наверное, сошли с ума». Помните этот фильм? Там с неба на землю Африки упала пустая бутылка из-под Кока-Колы и один из индейцев ее нашел. Если не смотрели – обязательно посмотрите. И второй раз здесь – в реальной жизни.

В целом, Кока-Кола заняла почетное священное место в ритуалах местных индейцев относительно недавно. Главная особенность священного напитка заключается в том, что он должен вызывать отрыжку! Именно благодаря пузырькам и великолепной формуле «священной Кока-Колы», этот эффект должен достигаться быстрее всего. С почетного пьедестала священных напитков у местных жителей Кола вытеснила местный алкогольный напиток, который делают из ананаса при его брожении.

Почему отрыжка? Все просто! Вместе с ней тело больного покидают злые духи, которые и вызывают недуги. Индейцы верят в священность Coca Cola и поклоняются этой газировке. Супер! Это как местное золото. Вероятно, поставщики Колы в этот регион тоже особо уважаемые люди, как и производители свеч! Увидите в деревне Чамула самый богатый дом – знайте, что именно в нем живет тот человек, который занимается поставками Кока-Колы, или свечей в Чамулу.

Итак, после того, как свечи зажжены, народ расселся на полу, окружив себя всякими ритуальными прибамбасами, начинается главное – процесс исцеления с помощью веры и силы молитвы, они свою песнь так называют. О самом ритуале подробно написано чуть выше.

Что интересно, церковь в Чамула единственная – религия у всех одна, хочешь ты этого или нет. Малейшее отклонение от религиозных устоев в общине Чамула зачастую карается позорным изгнанием. Поклонение не Сан-Хуану, а другому Богу – изгнание, отречение от традиций – изгнание, не нравится что-то – изгнание. При этом изгоняется не отдельно взятый еретик, а вся его семья. Дома изгнанных членов общины либо сжигаются, либо занимаются другими членами общины.

Не удивительно, что их приводит в бешенство объективы камер, нацеленные на их святыни.

Храм наполнен голосами шаманов. Они что-то мелодично говорят, но что именно – не разобрать. По некоторым сведениям, народ в Чамуле говорит на диалекте цоциль.

И чтобы получить такое интересное ответвление от христианской веры, надо взять немного католицизма, хорошенько сдобрить ее шаманизмом, добавить щепотку баптизма, и вуа-ля – готовая религия. Конечно, остались еще и некоторые доиспанские традиции, а также привносятся нововведения, вроде Кока-Колы.

В общем, нам этого не понять, нужно просто чувствовать. А энергетика в этом месте очень сильная. Настолько сильная, что прямо с ног сносит… и свечи задувает! Серьезно!

И тут меня окончательно накрыло! Вчера, когда мы были на рынке индейцев в Сан-Кристобале, видели совершаемый по аналогии ритуал исцеления. А я, как дурак, возьми, да начни щелкать фотокамерой. Странно другое – эти фотографии куда-то пропали, а я весь свой фото архив храню в трех независимых местах. Странно…

После посещения храма «волшебной религии» в Чамула, мы еще зашли на местный рынок.

Chamula San Cristobal Mexico 0005 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Chamula San Cristobal Mexico 0009 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Chamula San Cristobal Mexico 0010 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Chamula San Cristobal Mexico 0008 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Походили по рядам, посмотрели на куриц.

Chamula San Cristobal Mexico 0006 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Chamula San Cristobal Mexico 0017 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Когда я фотографировал фасоль, она попросила дать ей 10 песо. Совсем сбрендила эта фасоль! 10 песо за пару кадров! Мне сказали, что просила деньги не фасоль, а женщина, которая ею торговала, но я уверен – это была фасоль!

Chamula San Cristobal Mexico 0016 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Вот это знаете что такое?

Chamula San Cristobal Mexico 0012 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Это цветок каркаде (хамайка по-местному).

В остальном, все как у нормальных людей.

Chamula San Cristobal Mexico 0011 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Главная площадь в Чамуле из-за дождя все еще оставалась пустынной. Лишь несколько ресторанов на велосипедах продавали что-то вкусное. Мы съели по две эмпанады с соусами и пошли к маршрутке.

Вернувшись в Сан-Кристобаль, снова прошлись вдоль индейского рынка.

Chamula San Cristobal Mexico 0014 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

На этот раз ничего веселого, на сегодня хватило впечатлений.

Chamula San Cristobal Mexico 0013 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Однако решили несколько подсластить себе жизнь.

Chamula San Cristobal Mexico 0019 День 46. Посещение деревни Чамула, ритуалов с жертвоприношениями в католическом храме со священной Coca Cola

Дождь не прекращался весь день, поэтому под вечер мы затаились в своем хосте и, как умели, молились на фасоль о том, чтобы завтра была хорошая погода.

Ну, и собственно, вечерний званый ужин в кругу международных бродяг с лазаньей и браунингом вернули нас в реальный мир.

Следующий день – читать

Мы ищем для вас самые интересные направления и предлагаем варианты маршрутов для самостоятельного путешествия.
Подпишитесь на you4travel и вы первым узнаете все самые лучшие спецпредложения авиакомпаний на составленные маршруты и другие новости.

Быстро, просто, не отходя от компьютера вы можете купить страховку онлайн на нашем сайте без сборов и комиссий!!!

Купить билет в Мексику и выбрать отель без сборов и комиссий прямо сейчас:

Купить авиабилеты и забронировать отели по лучшим ценам
Для бронирования отеля перейдите на вкладку "Отели".

Если вы останавливаетесь в месте проживания более 3-х дней, то часто выгодней снять апартаменты или дом.

Снять апартаменты, комнату, дом на airbnb

 

Роман Плотников

Комментарии ВКонтакте:

Комментарии Facebook:

2 Comments

  • жертвоприношения , ритуалы, это за гранью нашего сознания. когда смотришь очерк и то колбасит представляю как это наяву.

  • С одной стороны все так. а с другой — в нашей культуре тоже много символизма с жертвоприношениями. Но местечко Чамула, действительно, выбивается из общего ряда религиозных мест. А вообще, Мексика сама по себе очень религиозная страна. Люди приходят в церковь не только чтобы помолиться, но и поесть, и поспать.